Путеводитель по Франции

карта сайта

СОВРЕМЕННАЯ ФРАНЦИЯ

Франция / новости науки и культуры, пульс современной Франции

Пикассо и мэтры: чудесная выставка в Париже

Выставка “Пикассо и мэтры” – одно из главных художественных событий года – проходит в трех парижских музеях одновременно и представляет работы Пабло Пикассо и его великих учителей. Эта историческая ретроспектива – настоящее чудо. Анн Бальдассари (Anne Baldassari), директор музея Пикассо в Париже, долгие годы мечтавшая о ней и потратившая около трех лет на ее подготовку, нашла нужные слова, чтобы охарактеризовать это уникальное событие. Здесь собрано около 210 шедевров Пикассо и художников, творчеством которых он вдохновлялся: Эль Греко, Гойя, Веласкес, Рембрандт, Кранах, Пуссен, Энгр, Тициан, Курбе, Делакруа, Сезанн, Гоген, Ренуар, Мане.

Инфанта Мария Маргарита. Пабло Пикассо - Канны, 14 сентября 1957г.

Их работы пробудут в Лувре до 2 февраля, в Большом дворце будут выставлены вариации Пикассо на тему Алжирских женщин Делакруа, а в музее Орсе – на тему Завтрака на траве Мане.

Чудо состоит в том, что картины для парижской выставки были свезены из 60 музеев и частных коллекций всего мира. Некоторые из них прежде не покидали стены своих хранилищ. Так, знаменитую Обнаженную Маху кисти Гойи, в последний раз вывозившуюся из Прадо в 1930 г., предоставили при одном условии: хранящаяся в музее Орсе Олимпия Мане должна пересечь Сену и оказаться в Большом дворце рядом с Махой. И вот они висят бок о бок в зале “Великих ню” – две картины, которые никто никогда не видел вместе, в том числе сам Пикассо. Рядом с ними Венера с амуром Тициана, никогда не покидавшая Прадо, Женщина, купающаяся в ручье Рембрандта, Одалиска в гризайли Энгра, привезенная из Метрополитан музея Нью-Йорка, а также семь Лежащих ню и одно Ню с поднятой рукой, принадлежащие кисти Пикассо. В 1954, после смерти своего друга Анри Матисса, Пикассо сказал: “Он завещал мне своих одалисок”. И действительно, в вариациях на тему Алжирских женщин Делакруа (Лувр) он обращается к “восточным” мотивам.

Пабло Пикассо родился в 1881 г. в Малаге (Андалузия), провел детство в Ла-Корунье, а юношеские годы в Барселоне. Он начал рисовать очень рано, и вскоре отец послал его учиться академическому искусству. Мальчик обожал своего отца, художника Хосе Руиса Бланко. А тот был настолько поражен талантом своего сына, что, по легенде, передал ему свои кисти и краски, навсегда отказавшись от творчества. Он отвез маленького Пабло в музей Прадо в Мадриде, где показал ему полотна испанских мастеров Гойи, Веласкеса и Зурбарана, которые навсегда остались в его душе. В 1899 г. начинается его “диалог” с Эль Греко – диалог, растянувшийся на всю жизнь, в ходе которого Пикассо идентифицировал себя со своим великим собеседником, о чем говорит название одного из рисунков: Yo, El Greco (Я, Эль Греко). На протяжении всей жизни Пикассо неотступно преследовали мысли об Испании: Мари-Лор Бернадак (Marie-Laure Bernadac), руководитель отдела современного искусства Лувра и куратор выставки наряду с Анн Бальдассари, называет это “Живописная и душевная испанскость” Пикассо.


Музеи во Францию

У вас есть пожелания?

Регионы Франции

Выставка в Большом дворце, организованная по тематическому и хронологическому принципам, демонстрирует влияние великих художников на работы Пикассо. Она открывается серией автопортретов тех, кто входит в своеобразный творческий Пантеон: Пуссен, Рембрандт, Гойя, Энгр, Делакруа, Сезанн, Гоген. Здесь же можно увидеть автопортреты самого Пикассо. Среди них картина Yo, Picasso (название свидетельствует о решении 19-летнего художника взять имя своей матери, Марии Пикассо Лопес), а также холст в духе Веласкеса, где художник изобразил себя в парике и одеянии благородного человека Золотого века. В каждом зале посетителя ждут самые невероятные открытия. Так, в части, посвященной цветам (“Индигомания и темные краски”), Анн Бальдассари напоминает зрителю о Салоне 1881 г., где фиолетовые и синие оттенки полотен Мане вызвали настоящий скандал. По ее мнению, синий цвет в творчестве Пикассо “имеет характер своеобразного манифеста, а голубой период – это возможность заявить о принадлежности к определенному кругу: Мане, Ренуар, Сезанн и Ван Гог”. Темные полотна, такие как Портрет художника, в подражание Эль Греко, “великолепными лицами” которого Пикассо восхищался, уходят корнями в творчество не только Эль Греко, но и Гойи и Веласкеса, на чьих картинах светлые детали словно выплывают из мрачных глубин.

Наследник скромных испанских бодегонов Зурбарана и Мелендеса, Пикассо постоянно возвращался к жанру натюрморта, причем для него было важно “изображать живые вещи”, “любить предметы и поглощать их живыми”. Он восхищался Сезанном, говоря о нем так: “Когда смотришь на яблоки Сезанна, видишь, как виртуозно он изобразил тяжесть пространства, нависшую над этими круглыми предметами”. В некоторых натюрмортах Пикассо с их упрощенными геометрическими формами видны зачатки кубизма. Другие, навеянные ужасами войны в Испании, повергают в трепет любого зрителя – такова картина Натюрморт с черепом барана, созданная как отклик на гораздо более спокойный Натюрморт с головой барана Гойи.

В зале женских портретов Девушки на берегу Сены Курбе взирают на самих себя в исполнении Пикассо. Здесь, по словам Анн Бальдассари, художник выступает как “самый смелый портретист XX  в., отвергающий традиции”, “легендарный портретист, бессознательно блуждающий в поисках портрета, который ничто не ограничивает и не сдерживает”.

Один из шедевров выставки – великолепная серия вариаций на тему Менин Веласкеса. Это “воистину гениальное и совершенное” произведение преследовало художника на протяжении многих лет и в период с августа по декабрь 1957 г., будучи в Каннах, он сделал 44 его копии, которые подарил музею Пикассо в Барселоне. Менины остались в музее Прадо, а семь шедевров Пабло, очарованного маленькой инфантой Марией Маргаритой, совершили путешествие в Париж. Помимо этих полотен, на парижской выставке можно увидеть четыре вариации на темы Похищения Сабинянок и Избиения невинных кисти Пуссена и Давида. Техника меняется в зависимости от периода творчества, а идеи остаются неизменными: война, палач и жертва, как в написанной в 1937 г. Гернике.

Огромная работа, которую Пикассо проделал с полотнами великих художников, позволила двум кураторам выставки создать портрет “Пикассо-каннибала”, который практикует “живописный каннибализм, не имеющий себе подобного в истории искусств”. Он занимается “деконструкцией-реконструкцией” великих произведений: разрушая, он ставит перед собой одну цель – научиться созидать. Пикассо не копирует и не подражает – он ломает, а потом реконструирует искусство ушедших эпох. В 1935 г. он признался, что “разрушал все, что любил”, а в 1963 г. заявил: “живопись сильнее меня, она делает со мной все, что хочет”.

С момента своего приезда в Париж в 1900 г. Пикассо проводил много времени в Лувре, где открыл для себя картину Алжирские женщины Делакруа, которому посчастливилось во время путешествия в Алжир побывать в мусульманском доме и увидеть арабских женщин, поразивших его воображение. Полвека спустя после встречи с полотном, в период между 13 декабря 1954 г. и 14 февраля 1955 г., Пикассо написал целую серию вариаций и огромное количество подготовительных рисунков. Когда умер Матисс, он не просто так оставил Пикассо в наследство “своих одалисок”. Жаклин, новая подруга Пабло, муза последних 20 лет его жизни, на которой он женился в 1961 г. в возрасте 80 лет, удивительно напоминает женщину с кальяном, изображенную на картине в профиль. Многие вариации проникнуты ее радостным эротизмом – женские тела то вьются красочными чувственными арабесками (дань памяти Матиссу), то, напротив, выступают углами серой гризайли. Пикассо бесцеремонно расталкивает все фигуры: меняет позы, опрокидывает на спину, задирает ноги – и вот сидящая женщина становится его любимой лежащей обнаженной. Портрет Жаклин в турецком костюме и Обнаженная в турецком головном уборе не входят в серию вариаций, но их очарование позволяет лучше почувствовать выставленные в Лувре семь полотен и 13 этюдов, вдохновленных картиной Делакруа.

Когда в 1863 г. в Салоне Отверженных был выставлен Завтрак на траве Мане, скандал не заставил себя ждать: пресса и публика были шокированы видом обнаженной женщины, сидящей в лесу в компании двух одетых мужчин. Несмотря на это, картина очень быстро приобрела статус основоположницы современной живописи. Долгие годы она преследовала Пикассо, считавшего Мане, близкого к традициям испанской живописи, одним из своих учителей. “Когда я вижу картину Завтрак на траве” Мане, писал он в 1932 г., “я откладываю муки творчества на потом”. В 1959 г. Пикассо, наконец, преодолел себя и, решив “отдохнуть на природе”, поселился в замке Вовенарг, на юге Франции, где с энтузиазмом взялся за Завтрак на траве. Результатом работы стала самая обширная серия вариаций, включающая 26 полотен, более 140 рисунков, многочисленные линогравюры, макеты, керамику и даже скульптуру. На выставке в музее Орсе представлены 14 из 26 вариантов Завтрака на траве кисти Пикассо. Кроме того, выставлены рисунки, гравюры и подготовительные макеты для памятника, установленного в саду музея современного искусства Стокгольма: четыре персонажа картины – фигурки, сложенные и вырезанные из картона и отлитые в бетоне одним из его коллег.

Декабрь 2008
Клодин Канетти (Claudine Canetti)
Direction de la communication et de l`information
sous direction de la communication

 

ТУРИЗМ
КУЛЬТУРА
ОБРАЗОВАНИЕ
НЕДВИЖИМОСТЬ
ВИНО И КУХНЯ
О ПОГОДЕ
ОБЩЕНИЕ
форум
отзывы, рекомендации

 


| Реклама на сайте | Подписка на новости | Условия использования материалов, размещенных на сайте | Контакты |
© "Гид по Франции". Все права защищены